Программа просвещения родителей

Программа просвещения родителей

                 В дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребенка, закладка системы ценностей, формирование черт характера, а также физическое и физиологическое развитие и созревание. Родители выступают в этот период одними из основных агентов социализации детей, а также наиболее значимыми для ребенка людьми, от которых во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь и развитие. Использование воспитательного потенциала семьи в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности.

Целью взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями детей дошкольного возраста является организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.

Данный раздел создан для вас, РОДИТЕЛИ!

Здесь Вы можете узнать различную информацию о развитии ребенка, найти интересные ресурсы, созданные для развития дошкольника, а также полезную информацию для Вас, родители.

Также Вы можете задавать интересующие вопросы на странице контактов сайта. На основе этих вопросов и обсуждений специалисты будут выявлять образовательные запросы родителей и их реализовывать.

Программа просвещения родителей

Программа просвещения родителей (законных представителей) дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова Е.И. Изотова, Т.В. Кротова,О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева,Р.И. Яфизова[и др].

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.

Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации.

Программа содержит методические материалы, которые позволяют сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации процесса просвещения. Также в ней представлен значительный объем материалов, касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21.11.2024 № 03/1664 "О внедрении программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций"

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской Области от 19.11.2024 № 1076 "О поэтапном внедрении просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации на территории Ростовской области"


Интересные видеоматериалы

I Всероссийский информационно-методический вебинар для региональных площадок, рующих просветительскую деятельность в ДОО

Родительское просвещение

Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания 

Материалы для родителей

Просвещение родителей детей раннего и дошкольного возрастов как мера государственной поддержки семьи и инструмент формирования единого образовательного пространства

О Новой Единой Программе просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста

 

Материалы для педагогов

Сборник «Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения»

Презентация «Родительское просвещение как инструмент формирования единого образовательного пространства» .

Современные способы просвещения родителей в ДОУ. Консультация для педагогов.

Цель просвещения родителей – создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.

Задачи просвещения родителей:

1.       содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных,

2.       мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);

3.       формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

4.       пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного  дома;

6.       содействие развитию навыков родительского самообразования;

7.       выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

8.       разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;

9.       профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

10.   повышение уровня правовой культуры в области семейного права;

11.   пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;

12.   повышение мотивации родителей к участию в общественно государственном управлении образовательными системами и др.

 

Принципы построения взаимодействия с родителями воспитанников:

1.       ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;

2.       учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;

3.       учет личного опыта родителей;Хочу такой сайт

4.       доверительность отношений;

5.       партнерство, диалог;

6.       конфиденциальность в общении.

Классификация технологий личностно ориентированного взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения (по М.С. Задворной).

1. Информационно-развивающие технологии

Цель:  овладение системными, разносторонними знаниями. 

Методы реализации: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).

2. Деятельностные технологии

Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.

Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс технологии.

Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:

1.       коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, создание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;

2.       игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие лучше понять своего ребенка;

3.       игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;

4.       ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.

 

3. Развивающие проблемно-поисковые технологии

Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.

К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.

4. Диалоговые технологии

Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.

Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.

Технология педагогического общения (В.А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.

Технология педагогического разрешения конфликта (А.В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.

Технология организации «ситуации успеха» (Н.Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

Технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные/рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.

5. Рефлексивные технологии

О.Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.

К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.

  

Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей

  • https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родите лей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео-уроки).
    https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
    https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ) . Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей.

    https://растимдетей.рф/– Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи). 





программа просвещения для родителей..pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо о внедрении программы просветительской деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Дорожная карта поэтапного внедрения Программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образов.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о поэтапном внедрении программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих МБДОУ детский сад 7.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».