Программа просвещения родителей
Программа просвещения родителей
В дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребенка, закладка системы ценностей, формирование черт характера, а также физическое и физиологическое развитие и созревание. Родители выступают в этот период одними из основных агентов социализации детей, а также наиболее значимыми для ребенка людьми, от которых во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь и развитие. Использование воспитательного потенциала семьи в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности.
Целью взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями детей дошкольного возраста является организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.
Данный раздел создан для вас, РОДИТЕЛИ!
Здесь Вы можете узнать различную информацию о развитии ребенка, найти интересные ресурсы, созданные для развития дошкольника, а также полезную информацию для Вас, родители.
Также Вы можете задавать интересующие вопросы на странице контактов сайта. На основе этих вопросов и обсуждений специалисты будут выявлять образовательные запросы родителей и их реализовывать.
Программа просвещения родителей
Программа просвещения родителей (законных представителей) дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова Е.И. Изотова, Т.В. Кротова,О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева,Р.И. Яфизова[и др].
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.
Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации.
Программа содержит методические материалы, которые позволяют сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации процесса просвещения. Также в ней представлен значительный объем материалов, касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Нормативные документы
Интересные видеоматериалы
Материалы для родителей
О Новой Единой Программе просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста
Материалы для педагогов
Сборник «Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения»
Современные способы просвещения родителей в ДОУ. Консультация для педагогов.
Цель просвещения родителей – создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.
Задачи просвещения родителей:
1. содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных,
2. мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);
3. формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
4. пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
6. содействие развитию навыков родительского самообразования;
7. выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
8. разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
9. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
10. повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
11. пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;
12. повышение мотивации родителей к участию в общественно государственном управлении образовательными системами и др.
Принципы построения взаимодействия с родителями воспитанников:
1. ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;
2. учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;
3. учет личного опыта родителей;
4. доверительность отношений;
5. партнерство, диалог;
6. конфиденциальность в общении.
Классификация технологий личностно ориентированного взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения (по М.С. Задворной).
1. Информационно-развивающие технологии
Цель: овладение системными, разносторонними знаниями.
Методы реализации: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).
2. Деятельностные технологии
Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.
Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс технологии.
Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:
1. коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, создание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;
2. игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие лучше понять своего ребенка;
3. игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;
4. ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.
3. Развивающие проблемно-поисковые технологии
Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.
К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.
4. Диалоговые технологии
Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.
Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.
Технология педагогического общения (В.А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.
Технология педагогического разрешения конфликта (А.В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.
Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.
Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.
Технология организации «ситуации успеха» (Н.Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.
Технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные/рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.
5. Рефлексивные технологии
О.Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.
К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей
https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родите лей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео-уроки).
https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ) . Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей.https://растимдетей.рф/– Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи).